Коррекционно-развивающая помощь детям с РАС в условиях полимодульного пространства (2021)
Коррекционно-развивающая помощь детям с РАС в условиях полимодульного пространства МАДОУ № 272.
Азакова Алена Викторовна, заведующий;
Мандрыкина Алена Владимировна, руководитель структурного подразделения;
Владимирова Ольга Васильевна, учитель-логопед
Актуальность
Проблема организации образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и условий предоставления им качественной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи является актуальной для сферы образования. В дошкольных учреждениях практически нет специализированных групп для таких детей, в основном они посещают группы комбинированной направленности, что не всегда соответствует их образовательным потребностям и индивидуальным особенностям.
Как правило, заключения ТПМПК содержат рекомендации по организации образовательной деятельности для детей с РАС в условиях компенсирующей группы в режиме кратковременного пребывания.
Описание практики
С 2018 года в нашей ДОО созданополимодульное пространство, которое успешно используется в различных видах деятельности, в том числе при работе с детьми с РАС. Например, специалисты проводят коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия, игровую и экспериментальную деятельность, консультации для родителей и педагогов.
Полимодульное пространство позволяет значительно оптимизировать деятельность педагогов и специалистов ДОО, расширяет возможности взаимодействия с родителями воспитанников и реализует принцип конкурентоспособности дошкольной организации на территории района.
Ежегодно среда полимодульного пространства совершенствуется, наполняется новым содержанием и материалом, расширяет границы.
|
|
|
В 2021 году в условиях полимодульного пространства создана группа кратковременного пребывания для детей с РАС (в режиме пребывания до 5 часов). Группа расположена в спальном помещении группы полного дня, является компонентом полимодульного пространства ДОО.
|
|
|
|
Открытие группы кратковременного пребывания для детей с РАС является этапом проекта по сетевому сотрудничеству с коррекционной школой.
Цель: Создание нового компонента образовательной среды для детей с РАС в рамках сетевого сотрудничества с коррекционной школой.
Полимодульное пространство включает в себя несколько помещений ДОО: кабинет учителя – логопеда, кабинет педагога-психолога и, собственно, полимодульное пространство (переоборудованные помещения спален, которые используются в первую и вторую половину дня).
Данное помещение оснащено необходимой мебелью, пособиями и материалами для организации коррекционно – развивающей, игровой деятельности с детьми с РАС.Особенностью полимодульного пространства является то, что деятельность может переноситься из одного помещения в другое, в зависимости от запросов и потребностей детей, сохраняя при этом свои задачи и содержание.
Целевая группа – дети с РАС, возраст 3-8 лет.
Описание образовательной деятельности обучающихся
Каждое мероприятие, проводимое в рамках полимодульного пространства, направлено на индивидуализацию и зону ближайшего и актуального развития каждого ребенка с РАС. Используется визуальное расписание, пооперационные карты, оборудование для сенсорной интеграции (балансировочная доска-лабиринт, мини-батут, гамак «Соволет», шарообразный мешок «Яйцо Совы», нарукавники-утяжители и т.д.), сенсорные игрушки и тренажеры.
Разработанные индивидуальные маршруты для детей с РАС направлены на решение следующих задач:
- обеспечение коррекции нарушений развития детей;
- разностороннее развитие их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;
- формирование навыков социально приемлемого поведения и социально значимых бытовых компетенций;
- содействие родителям (законным представителям) детей с РАС в организации их воспитания и обучения.
Описание действий организаторов образовательной деятельности
1. В полимодульном пространстве создана среда для детей с РАС (с учетом структурирования, визуализации, сенсорных особенностей);
2. Организовано обучение всех педагогов ДОО, работающих с детьми с РАС с учетом особенностей данной категории воспитанников (курсы повышения квалификации, семинары, практикумы и т.д.);
3. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей с РАС;
4. Мониторинг освоения индивидуальных маршрутов;
5. Запланированы мероприятия в рамках сетевого взаимодействия с коррекционной школой;
6. Выстроено взаимодействие с родителями (совместные мероприятия со школой, консультации специалистов, ведение дневника развития ребенка).
Приоритетные (ключевые) образовательные результаты
1. Создан новый компонент единого образовательное пространства ДОО для детей с РАС в рамках сетевого сотрудничества с коррекционной школой.
2. Условия, созданные в рамках полимодульного пространства, способствуют развитию навыков социально приемлемого поведения и социально значимых бытовых компетенций.
3. Полимодульное пространство могут использовать не только педагоги и специалисты ДОО, но и педагоги коррекционной школы (для проведения консультаций с родителями, педагогами ДОО, реализации совместно запланированных мероприятий, обмена опытом).
4. Повышение профессиональных педагогических компетенций при работе с детьми с РАС.
Практическая значимость и педагогическая ценность практики
· Концепция полимодульного пространства соответствует принципам, заложенным в основы ФГОС ДО;
· Каждое мероприятие, проводимое в рамках полимодульного пространства, направлено на индивидуализацию, зону ближайшего и актуального развития каждого ребенка с РАС;
· Выстроена собственная модель сетевого взаимодействия с коррекционной школой;
· Опыт работы с детьми с РАС в полимодульном пространстве ДОО возможно применить в рамках организации работы с детьми других нозологий (задержка психического развития, умственная отсталость, тяжелые нарушения речи и т.д.).
Проект по профилактике нарушений развития речи у детей раннего возраста (2020)
Проект по профилактике нарушений развития речи у детей раннего возраста (2020)
Социально-педагогический проект «Открывая мир с папой и мамой (2020)»
Социально-педагогический проект - Открывая мир с мамой и папой
Полимодульное пространство, как компонент образовательной среды дошкольной организации (2020)
Полимодульное пространство, как компонент образовательной среды дошкольной организации